Деньги-деньги, дребеденьги. Об эффективном управлении обучением персонала.

вторник, 24 ноября 2015
Аватар пользователя Вера Хаменок
24 ноября 2015, Вера Хаменок


«Затяните потуже пояса, сейчас время не из легких», - наверное, говорит Ваш босс. После такой фразы обсуждать обучение персонала может только камикадзе? Ошибаетесь!

Обучение персонала – процесс непрерывный в любой точке на шкале развития компании, независимо от экономической ситуации. Даже если кажется, что этот вопрос отложен до «лучших времен» (которых часто ждать приходится довольно долго!), всегда существует потребность в передаче информации разного рода. Список довольно длинен. Так, например, нередко нужно:

• обучить сотрудника его непосредственному функционалу;

• убедиться в точном исполнении инструкций (а для этого сотрудник должен знать их содержание);

• сообщить о формах внутренней отчетности и т.д.

В действительности оказывается, что сотрудники компаний постоянно узнают что-то новое и обучают других, даже если делают это неосознанно. В психологии существует термин «скрытое обучение» (latent learning), суть его в том, что некоторая доля информации запоминается нами автоматически. Например, высота деревьев, растущих по краям дороги, по которой мы каждый день идем на работу и обратно, домой. Однако факт существования некоторых знаний не проявляется до тех пор, пока мы не пожелаем воспользоваться ими.

Конечно, на рабочем месте сотрудник более внимательно относится к поступающей к нему информации, но скорость ее обработки и усвоения у всех разная. Этот момент необходимо учитывать, чтобы избежать потери «дребеденег».

Помните кролика из «Алисы в стране чудес»? Он очень точно подметил: «Здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте. Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее».
Работай мудрый кролик в сфере обучения и развития персонала, он наверняка имел бы в виду эффективность его обучения и адаптацию. По крайней мере, мы говорим именно о них.

Не создавая в компании сбалансированную систему адаптации персонала, представляющую собой синтез наставничества и электронного обучения, Вы не только значительно дольше не получаете отдачу от нового сотрудника, но и рискуете столкнуться с потерей знаний.

Обучение персонала

Действительно, наставничество может оказать неоценимую услугу в деле адаптации сотрудника, однако здесь существует опасность упустить из виду подводные камни:





• К моменту появления новичка работник, обладающий необходимыми навыками и знаниями, может уже покинуть компанию.

Здесь нужна оговорка. Вероятно, Вы скажете: «Но есть же кто-то еще, кто обладает определенными компетенциями!» И будете правы. Но лишь в том случае, если компания достаточно велика, и в ней много сотрудников с дублирующими функциями. Однако и в очень больших компаниях бывало, что уходила команда в полном составе.

В случае со средними по величине организациями потеря специалиста катастрофична, ведь эффективность управления в данном случае неизбежно падает.

• Нередко наставничество – дело подневольное, а, следовательно, человек, назначенный исполнять данную роль, не всегда охотно будет обучать нового сотрудника.

• Страх перед потенциальным соперником также нельзя сбрасывать со счетов. Конечно, в обоих случаях эффективность обучения будет крайне низкой.

Более того, даже если кажется, что вы не тратите деньги на адаптацию нового сотрудника, выделив ему наставника, затраты компания все же несет. Их масштаб можно довольно точно рассчитать.

Допустим, новичок не в силах самостоятельно решить ту или иную задачу, он обращается за помощью к наставнику. Разъяснения занимают некоторое время.
Время, затраченное наставником на оказание помощи новому сотруднику, суммируется и умножается на стоимость минуты/часа/дня опытного работника.

Проведя несложные подсчеты, Вы увидите, насколько дорого обходится компании наставничество в чистом виде.

Мировой рынок электронного обучения стремительно растет. Так, текущий объем его примерно равен $100 млрд. Несмотря на то, что на данном этапе 50% от него приходится на долю США, Россия активно расширяет поле своей деятельности в этом формате.

Согласно данным 2014 года, 72% компаний считают e-learning конкурентным и стратегическим преимуществом.

наставничество и электронное обучения

Перечислим более подробно достоинства электронных средств обучения персонала. Количество положительных моментов при их использовании существенно перевешивает количество потенциальных недостатков:

• Приобретая тот или иной электронный материал (курс, тренажер, обучающую игру и т.д.) в электронном формате, Вы можете использовать его неоднократно. Так, новичок получает более эффективное обучение, проходя его в собственном темпе.

• Более того, e-learning позволяют избежать потери информации. Все необходимые данные будут сохранены в компании независимо от состава команды, работающей в ней в настоящий момент.

• После разработки электронного курса его создатель не только имеет возможность отслеживать статистику, включающую в себя успеваемость студента, частоту и длительность его посещений, но и получать «обратную связь». Все это позволит ему создать сбалансированный продукт, отвечающий потребностям студента и компании-заказчика.

• Менеджмент, в свою очередь, благодаря прозрачной и оперативно работающей системе вывода статистики, сможет понять, какие сферы деятельности персонала нуждаются в дальнейшей проработке.

• E-learning является централизованной системой, а значит, система эта единообразна.

• Любой из студентов компании, проходящий курс или использующий тренажер, получит необходимую дозу информации в любое время и независимо от своего географического расположения относительно создателя курса.
Особенно хороши электронные курсы для презентации нового оборудования, передачи информации о процедурах и политиках.

• Наполнение курса может быть оперативно обновлено во всей системе, а каждый из студентов вновь будет обладать актуальными данными.

• Электронные средства упрощают процесс обучения ровно до того уровня, до которого необходимо, без потери качества. Каждый студент, будь то впервые вошедший в систему сотрудник, или человек, прошедший ранее множество электронных курсов, с легкостью сможет понять принцип ее работы, поскольку она ориентирована на разумную простоту исполнения (при сохранении значимости содержимого). Электронные системы обучения являются примером того, как форма и содержание не вступают в противоборство, но дополняют друг друга.

электронные средства обучения

«Сухие» цифры тоже выступают в пользу электронного обучения:

• До 26% дополнительной выручки в расчете на сотрудника можно получить благодаря электронному обучению.

• По сравнению с другими способами обучения, e-learning позволяет экономить до 70% средств компании.

Следует также помнить, что организации нередко обучают не только собственных сотрудников, но и дилеров, агентов, волонтеров, заказчиков. Все это – потенциальный источник затрат. Или экономии.

Больше о преимуществах электронных средств обучения персонала читайте в нашей статье «Прокачайте» мозг своих сотрудников. Преимущества электронного обучения.

Даже если Вам кажется, что Вы, в силу каких-либо причин, не занимаетесь обучением и развитием персонала, Вы находитесь в самом центре круговорота событий, связанных с получением и/или передачей знаний.

Когда у Вас дома начал подтекать кран, гораздо разумнее его починить до тех пор, пока протечка не стала слишком серьезной, или не прорвало трубы. Более того, устаревшая модель смесителя может стать причиной неэкономного расходования воды.

Так и с обучением персонала. Если Вы не замечаете затрат на него, это далеко не всегда означает, что их нет.

Эффективно управляя процессом обучения, Вы можете не только экономить средства компании, но и преумножать их!