7 хитростей помогут сделать электронное обучение более эффективным

среда, 13 мая 2015
Аватар пользователя Яна Кулагина
13 мая 2015, Яна Кулагина

Некоторые сцены и диалоги из фильмов остаются в нашей памяти надолго. Некоторые песни продолжают навязчиво звучать в нашей голове, даже если мы их не слушаем годами. Порой мы вспоминаем отдельные стишки и считалочки, выученные нами в далеком детстве. вам никогда не хотелось узнать почему?

Или, быть может, Вы как раз из тех, кто создает обучающие материалы,
и вам бы очень хотелось найти секретные крючки,
за которые «цепляется» информация, необходимая ученику? Как создать курс, который студенты запоминали бы легко?

Электронное обучение, знания из которого без каких-либо затруднений они могли бы извлечь из памяти по прошествии времени, находясь
на своих рабочих местах? Эта задача не из простых, потому как забывать что-либо абсолютно естественно.

Ученые провели эксперимент с участием испытуемых, которым
не только необходимо было изучить материалы учебников, но и успешно запомнить полученную информацию, а позднее – воспроизвести ее. Результаты были ошеломляющими: через сутки участники эксперимента помнили лишь 54% выученного, а через 21 день едва ли могли воспроизвести 8% от исходного объема.

Эти данные сначала шокируют, но вспомните - в школе большая часть учеников не помнила практически ничего из пройденного в предыдущем году!

Как специалист в области обучения персонала, вы должны стремиться создавать такие материалы, которые легко запомнить и сложно забыть.

1. Где возможно, используйте диаграммы

Люди гораздо лучше запоминают контент,
который значим для них
и логично структурирован. Использование графиков
для организации информации – проверенная на практике техника. С их помощью знания легче усваиваются
и дольше сохраняются
в памяти учащихся.

Такие графические средства, как: списки, графики, диаграммы , - идеально подходят для создания целостной картины, иллюстрации тех или иных взаимосвязей, а также для более яркого сопоставления различных данных.

Все это помогает студентам
в определении ключевых аспектов и основных трендов, избавляя от необходимости «продираться» сквозь густой лес многословия.
Иными, довольно распространенными, графическими средствами являются: диаграмма Венна, семантические карты, таблицы символов и другие.

2. Соединяйте привычные изображения с оригинальными

Мы гораздо лучше запоминаем картинки, чем отрывки текста
или длинные последовательности чисел. Наша память отлично хранит
в своих кладовых оригинальные или странные изображения именно потому, что они «цепляют» наши чувства.
Мы помним неожиданные, шокирующие картинки значительно дольше, чем строгие, формализованные.

Согласно исследованию «Что делает визуальные средства более запоминаемыми?», проведенному в 2013 году, мы легко запоминаем данные, уникальные в своем роде. Чем более непредсказуемы ваши картинки, тем лучше!

Как создатель электронного обучения, Вы должны стремиться «упаковать» контент в яркую форму, потому что это делает его более запоминающимся. Постарайтесь сойти с проторенных дорог!

Сохраняйте элемент неожиданности во что бы то ни стало, тогда ваши студенты будут, подобно детям, с восторгом внимать каждому сказанному вами слову.
Вот еще несколько способов разрыва устоявшихся шаблонов, которые позволяют успешнее наполнять сокровищницу знаний:
• используйте разные макеты для организации информации;
• не пренебрегайте инфографикой;
• вставляйте необычные (читай: странные) изображения или символы для того, чтобы ввести основные понятия;
• используйте аудио или видео материалы, когда картинки перестают удивлять
• выделяйте абзацами и разными шрифтами важные аспекты курса.

3. Не скупитесь на детали

Чем больше в вашем тексте деталей, тем проще у студента возникают ассоциативные связи, закрепляющие контент
в памяти. Наиболее эффективны истории, вынуждающие работать наше воображение. Истории, будоражащие воспоминания или побуждающие к новым свершениям.

Когда амигдала (часть мозга, отвечающая за эмоции) замечает, что контент содержит в себе мощный заряд,
она воспринимает такую информацию как более значимую и проще запоминает этот стимул.

Визуальные средства (видео, иллюстрации и/или фотографии) позволяют обогатить «сухие» данные деталями. Однако слова
тоже могут оказать неоценимую услугу в деле наполнения курса поясняющими элементами. Точные определения, контрастные сопоставления и верно подобранные аналогии станут цементом, связывающим кирпичики вашего электронного обучения.

4. Используйте теорию цвета


Мозг человека любит цвет. Помимо того,
что цвета «радуют глаз», они помогают мозгу более эффективно обрабатывать
и сохранять информацию.
Согласно результатам ряда научных исследований, использование различных цветов в ходе предоставления данных стимулирует работу мозга
и ускоряет процесс мышления на всех уровнях, что, в свою очередь, создает более прочные и многочисленные связи.
Все это способствует развитию памяти и делает обучение более результативным. Цвет также может быть использован для более связной подачи информации.

Цвет оказывает и иное воздействие на наш мозг. Цвета привлекают наше внимание и вынуждают нас смотреть на предмет или данные
в течение более длительного времени. Сконцентрировавшись на отрывке текста, выделенного ярким цветом, мы замечаем больше деталей.
В результате большее количество импульсов достигает нашего мозга,
и информация переходит в долгосрочную память.

Одной из причин, по которой цвета стимулируют процесс запоминания, является то, что они вызывают сильные эмоции и оказывают влияние
на наше настроение. Теплые тона (красный, оранжевый и желтый) возбуждают мозг и делают тем самым контент более запоминаемым.

Чтобы убедить вас в силе цвета, проведем эксперимент. вам нужно будет лишь прочитать следующий отрывок текста, и вы все поймете сами.

Текст, написанный красным, запоминается легче, даже если он довольно велик. Тексты, написанные другими цветами, например, фиолетовым, или даже темно-зеленым, зачастую остаются незамеченными. Ваш мозг попросту отказывается воспринимать информацию, написанную некоторыми цветами. Хитрость здесь в том, что мы лучше запоминаем яркие цвета, потому что обращаем на них внимание.

5. Преувеличивайте


Мы помним из ряда вон выходящие истории.
Активно жестикулирующий человек привлекает наше внимание, даже если он окружен толпой людей. Карикатуры на политиков гораздо популярнее, чем публикации их фотографий.

Складывается такое впечатление,
что нам интереснее смотреть на все,
что экстравагантно. Преувеличение – отличный способ создать захватывающий, запоминающийся электронный курс.

Картинки с преувеличенно большими людьми и предметами, нестандартные описания вдыхают жизнь в электронный курс, делают его менее скучным.
Например, чтобы вынудить слушателей к действию, вы можете вставить картинку с изображением катастрофы, ожидающей их в случае, если они не прислушаются к рекомендациям, данным в курсе.
Сгущение красок ловит студентов «на крючок», а ведь именно это нам
и нужно!

6. Можно ли съесть слона? Да. По кусочку


Основная масса наших студентов пропускают мимо ушей информацию, поступающую слишком большими порциями.
А значит, для запуска успешного курса нужно делать его кратким с четко дозированными блоками информации. Грамотно организовать контент, значит разделить его ровно на такие отрезки, чтобы они были легко воспринимаемы конечным пользователем. Студентам значительно проще изучать материалы, которые выстроены в логической последовательности и не требуют напряженной мыслительной работы
с обращением к справочникам и учебникам.

«Вычешите» из курса все лишнее - это позволит сократить его
и оставить только то, что действительно необходимо. В конечном итоге, на каждую сессию останется не так много материала, и ваше электронное обучение перестанет быть тяжеловесным.
Помните, чья сестра - краткость? Используйте меткие, короткие фразы. Если вам нужны описания, не делайте их длинными. Используйте графические средства, где необходимо. Постарайтесь «нащупать струны» своих слушателей! Все это облегчит студентам задачу запоминания новой информации.

7. Повторение – мать учения


Ученые подтвердили,
что ваша учительница в школе говорила правду: «Повторение - мать учения».

Многократный повтор информации способствует запоминанию. Навык вырастает из зерна регулярно повторяемого действия.
Мы можем выучить язык, только если постоянно используем его. Труд сделал из обезьяны человека, если верить Дарвину. Найдите оригинальные способы повторять ключевую информацию в ходе электронного обучения.

Например, если вы перечислили какие-либо пункты в виде списка,
в следующий раз попытайтесь включить их в бизнес-симуляцию,
или проиллюстрируйте картинками на другом слайде. Возвращение к отдельным постулатам – отличная основа электронного обучения.
Так, раз за разом повторяясь, информация не определенном этапе будет усвоена слушателями курса.

Мы живем в то время, когда информационный поток непрерывен
и объем его практически не поддается исчислению.

Вычленить из всего многообразия стимулов те, что помогут нашему развитию, непросто, но возможно.
Проверьте себя: сможете ли вы перечислить все 7 хитростей, которые помогут улучшить ваше электронное обучение?
Если нет, то читайте пункт №7.