Электронное обучение и мотивация персонала

вторник, 28 апреля 2015
Аватар пользователя Анна Ломакина
28 апреля 2015, Анна Ломакина

Что такое мотивация? Нет, это не философский вопрос. Будучи профессионалами в области e-learning, для нас очень важно понимать ключевые аспекты успешного обучения и мотивации персонала,
как «побуждение», «вовлечение», «взаимодействие» и другие,
с которыми мы сталкиваемся ежедневно, пытаясь выяснить,
как же создать идеальный продукт.

Мотивация, попросту говоря, это то, ради чего вы что-то делаете. Следовательно, мотивацией к обучению является желание получать знания. В случае с e-learning, нужна не только мотивация
к получению новых знаний, но и желание испытать совершенно инновационный подход с использованием медиа и симуляций.

В конечном счете, специалисты e-learning являются ответственными
за самое главное в обучении и мотивации персонала – создание причины, побуждающей учиться. Если причина недостаточно хороша,
то у работников не будет никакого интереса участвовать.
Или что еще хуже – они примут участие в программе, но без всякого энтузиазма. Ужасно, не так ли? Но вам не стоит бояться, мы раскроем вам 5 секретов мотивации персонала и расскажем, как позитивно настроить их на прохождение электронных курсов.

1. Захватите внимание учащихся

Вспомните, как последний раз прогуливались по городской ярмарке. Наверняка, к вам то и дело подбегали продавцы сувениров, мороженщики и даже фокусники в надежде заманить к себе под шатер, а вы, стараясь сделать серьезный вид и ускоряя шаг, пытались от них скрыться. Мне кажется, подобные ситуации происходили с каждым из нас, может быть, обстоятельства были другими.
Однако суть от этого не меняется, все эти продавцы и шоумены просто пытались завладеть вашим сознанием, возбудить в вас интерес к товару или заговорить до такой степени, что с полным кошельком от них вам было уже не уйти. То же самое и в обучении и мотивации персонала - если тема и ее подача вас не заинтересуют в самом начале, вы просто не будете ее изучать. Но я не говорю о том, что она не заинтересует вас никогда, может и заинтересует, но при других обстоятельствах.

Итак, формула успеха очень проста: захватите внимание участника, затем простимулируйте его вопрос, и наконец, поддержите его интерес.

Помимо стандартных трюков, используемых для привлечения взора
к экрану вроде употребления фраз «Помните, что», «Пожалуйста, обратите внимание», «Важно знать», есть и другой способ.
Он необычайно прост – создавайте курс из поистине захватывающих фактов, избегайте общедоступных данных, смежных с другими источниками, покажите проблематику под другим углом.
Любую тему можно раскрыть более глубоко и познавательно, нужно только хорошенько копнуть.

Чтобы сделать контент максимально стимулирующим, используйте в нем следующие элементы:

Визуальное разнообразие
Тщательное подобранные картинки помогут приковать внимание читателя. Они должны быть не только эстетически привлекательными, но и иллюстрировать ключевые моменты изучаемой темы. Избегайте однообразия и будьте аккуратны по отношению к графическому дизайну и верстке.

Интерактивность
Интерактивность очень мощный инструмент в обучении и мотивации персонала, однако, нужно его правильно использовать.
Если ученикам понадобится то и дело «перетаскивать» страницу главы учебного материала, чтобы прочесть ее до конца, то это совсем не значит, что ему это захочется делать. Для стимуляции интереса нужно создать интерактивную среду, которая предлагает аудитории в буквальном смысле открывать для себя знания. Таким образом, вам удастся возбудить в участниках e-learning их природное любопытство и полностью захватить внимание.

Игры
Игры используются не только для того, чтобы повысить усвояемость информации, но и для того, чтобы «разбавить» содержание – ученик с удовольствием взбодрится игрой после долгого чтения статьи. Имейте эту хитрость в виду, если ваш курс предполагает много теоретической информации. Правильно сконструированная игра, направленная на закрепление только что прочитанного материала, бесценна как средство обучения и мотивации персонала.

Мультимедиа
Видео, подкасты, анимация – все эти инструменты используются для того, чтобы пробудить в человеке желание узнать больше.
Кстати, если ваш бюджет на e-learning ограничен, то видео высокого качества в нем можно заменить простой анимацией в сочетании с аудио-повествованием. Часто сочетание незатейливого сценария анимации и приятного голоса позволяют обучаемому быстрее и качественнее освоить сложный материал.

Юмор
Использование шуток и забавных фактов в целях обучения и мотивации персонала непременно сделает свое дело. Это поможет разрядить обстановку и расслабить работника, расположить его к теме. Однако с юмором надо быть осторожными – помните, что всегда есть шанс, что аудитория шутку не поймет, или примет ее за глупость. Это может негативно сказаться на общем впечатлении.

Вопросы и викторины
Стимулируйте учеников различными тестами и вопросами, пробуждайте в них любопытство. В дополнение, используйте вопросы не только как инструмент для закрепления материала,
но и с их помощью соберите мнение о материале, т.е. получите обратную связь.

2. Развивайте привязанность учащихся

Ваш подход к созданию электронных курсов должен основываться на главной парадигме – люди не хотят изучать то, что им не нужно. Необходимо создать для сотрудников среду, которая будет демонстрировать прикладную пользу и нужность приобретаемых знаний на рабочем месте, они должны почувствовать своеобразную близость к тому, что читают.
К слову об эмоциях, не стоит недооценивать их силу. Эмоции играют важную роль в обучении и мотивации персонала, они являются главной движущей силой для людей, взявшихся за постижение чего-то нового.

Одним из лучших приемов расположения человека к материалу электронного курса является использование повествования
(рассказы, и даже поэзия) или различных сценариев.
Убедитесь в том, что персонажи истории имеют отношение к аудитории, а сценарии выстроены так, чтобы сохранить интригу и заинтересованность до конца прохождения модуля.

3. Заслужите доверие учащихся

Обучение и мотивация персонала тесно взаимосвязаны с доверием по одной простой причине – если учащиеся не чувствуют уверенности в достижении конечной цели своего просвещения, то попросту отказываются от него.

Весь фокус в том, чтобы заразить ученика предвкушением успеха. Есть несколько способов как это сделать, но один из них самый действенный. Перед началом программы следует продемонстрировать аудитории полную структуру курса, кратко описать его содержание, огласить предположительные сроки его окончания и в завершении дать осознать объемы и важность информации, получаемой по окончанию. С какой целью?
Потому что люди не любят соглашаться на какие-либо действия
вслепую, они предпочитают знать наперед, что их ждет на пути,
и чувствуют себя гораздо комфортнее, имея карту в руках.

4. Сделайте обучение удовольствием

Какие методы обучения и мотивации персонала следует использовать, чтобы сделать курс более увлекательным?

Здесь нет никакого секрета, самый очевидный способ является самым эффективным. Награждайте участников e-learning за их усилия. Независимо от характера желаний ваших учеников – будь то желание выиграть главный приз, или просто жажда посоревноваться
с остальными, важно их удовлетворять и стимулировать желание учиться. Например, вы можете ввести золотую, серебряную и бронзовую медаль за самое быстрое прохождение модуля или вручить виртуальный кубок прошедшему контрольный тест без единой ошибки.

5. Поощряйте социальное взаимодействие

Последнее, но не менее важное – разработайте стратегию социального обучения и мотивации персонала. Используйте принципы социальных сетей и наладьте коммуникацию между сотрудниками.
Люди более настроены на результат, когда не чувствуют себя в изоляции и имеют возможность получить обратную связь от других. Предоставьте им социальные инструменты для совместной работы
и поощряйте их за обмен опытом и знаниями с остальными.

Разработайте онлайн чаты или форумы, где сокурсники смогут общаться, задавать вопросы, обозначать волнующие их проблемы, организовывать дебаты. Всячески поощряйте их за социальную активность и участие, для того чтобы добиться большей глубины понимания тематики.

Инструменты социального обучения помогают собрать широкий спектр точек зрения и знаний, укрепить отношения в группе и сделать электронное образование более живым и приятным.

Если вы воспользуетесь хотя бы одним из упомянутых мной советов, вас ждет приятный сюрприз. Обучение и мотивация персонала больше не будут казаться такой большой проблемой,
а ваши сотрудники почувствуют тягу к знаниям и развитию профессиональных качеств.