Геймификация в обучении: как получать удовольствие от учебы

среда, 6 августа 2014
Аватар пользователя Оксана Бондаренко
6 августа 2014, Оксана Бондаренко

Все чаще мы слышим о преимуществах геймификации в обучении – включении игровых приемов в курсы и тренинги. Так, многие e-learning интернет-издания заявляют, что обучение должно быть развлекательным.

Как максимально облегчить и упростить обучение? Сделать так, чтобы восприятие и запоминаемость информации достигали самых высоких показателей? Одним из эффективных методов реализации геймификации в обучении является стимулирование воображения обучающегося.

Джон Дагган, дизайнер, специализирующийся в e-learning, рекомендует при создании уроков любого формата не забывать о «внутреннем ребенке», который сидит в каждом обучающемся. Люди по своей природе обращают внимание на эмоциональные моменты: они помогают легко запомнить конкретное событие, установить с ним концептуальную связь.

Джон Дагган в своей статье приводит пример эффективного воплощения такой методики при реализации геймификации в обучении сотрудников компании. Представим, что мы создали курс об Интернете, в котором использовали персонаж со своим характером, мимикой, поведением. По сюжету данный персонаж делает неправильный выбор действий при работе в Интернете. И обучающийся видит, что происходит в этой ситуации, визуальные образы включают воображение и ассоциативную связь. В дальнейшем, когда человек столкнется с подобной проблемой в своей работе, он сможет легко вспомнить поведение персонажа и принять правильное решение.

На страницах журнала T+D есть интересная статья с наблюдениями известных гейм-дизайнеров о геймификации в обучении: в чем же заключается удовольствие от игры, почему именно игровая форма обучения считается наиболее эффективной?

 

Вот самые интересные из них:

• Удовольствие

Основная идея игры заключается в том, что вы получаете удовольствие в результате решения игровых задач и приобретении опыта в конкретной игре.

Получается, что игра удовлетворяет одну из важных врожденных психологических потребностей человека: уверенность в своих знаниях и опыте; в том, что мы что-то делаем лучше других.

Поэтому утомительное изучение теории на тренингах или просмотр бесконечных презентаций для многих учащихся очень тяжелый и мучительный процесс, не приносит никакой радости и положительных эмоций. Запоминаемость образовательного материала при этом близится к нулю.

 

• Мотивация

Игру нужно не просто создать, но и продумать ее мотивационную структуру. Все задачи, выполняемые по ходу игры, должны продвигать игрока на следующий уровень, таким образом, чтобы он видел свой статус и достижения. Здесь же важным фактором является обратная связь, помогающая понять игроку, как улучшить свой успех.

Геймификация в обучении одним из ключевых факторов признает необходимость видеть свой прогресс – вот тогда и приходит чувство удовольствия и удовлетворения от игры.

 

• Право на ошибку

Один из основных обучающих методов игры при воплощении геймификации в обучении – создание и развитие игроком стратегий, как обойти, избежать и исправить ошибки.

Кроме того, в игре все неудачи позиционируются в развлекательном разрезе, так как никаких серьезных последствий они не влекут.

Психологические исследования утверждают, что такое "учение на ошибках" довольно эффективно. Ведь страх и стресс из-за проваленного теста при стандартном тестировании демотивируют ученика и ведут к тому, что обучающийся будет избегать обучения или материал не будет усваиваться.

 

Итак, получайте удовольствие от обучения! Напишите нам, хотите ли Вы попробовать применить методы геймификации в обучении в Вашей компании. Ждем Ваших вопросов в комментариях или на адрес