Идеальный e-learning специалист в компании. Особые приметы и среда обитания

пятница, 10 июня 2016
Аватар пользователя Татьяна Федорова
10 июня 2016, Татьяна Федорова


Об авторе: Организовывала образовательные программы в финансовой компании с численностью сотрудников более 650 человек и разветвленной филиальной сетью в России и за рубежом. Имеет опыт создания стандартов знаний, учебных пособий, тестов, проведения вебинаров, онлайн онбординга для новых сотрудников, ведения корпоративного интранет-пространства.

Если нам нужна информация, куда мы за ней отправимся? Правильно, в интернет. Если мы усваиваем новое знание — мы учимся. А если мы учимся в интернете — мы занимаемся e-learning. Так, по крайней мере, утверждают эксперты ЮНЕСКО, добавляя к возможностям сети функционал мультимедиа. К этому явлению современного мира причастны мы все — от пионеров до пенсионеров.

Малышам показывают обучающие мультики, школьники получают домашние задания онлайн, студенты не вылезают из СДО своих университетов, специалисты и топ-менеджеры добирают необходимые компетенции в виртуальных учебных центрах. Учебные курсы, интерактивные программы, вебинары, видеоконференции, бизнес-симуляции, тестирования и аттестации, адаптация новых сотрудников и даже «корпоративные бодрилки» — все это переместилось в онлайн. Почему электронное обучение — это хорошо мы уже писали. Теперь выясним, когда без него точно не обойтись.

Когда компании выгодно применять e-learning?

Учить своих сотрудников выгодно всегда. Вопрос кого, чему и как необходимо учить в каждом конкретном случае, а также сколько денег на это тратить.

Если вы — маленькая компания, нескольких месяцев отроду и умещаетесь, условно говоря, в одной комнате, вы можете передавать знания, как говорится, не отходя от кассы, а за новыми — отправляться во внешнюю среду. Недостатка в предложениях нет, тут как бы не ошибиться в выборе (это отдельная история, достойная отдельного разговора).

Если же говорить о том, когда пора внедрять систему электронного обучения, это именно тот случай, когда размер имеет значение. Как и множество других факторов.

Без СДО не обойтись, если:

  • количество сотрудников перевалило за сотню,
  • часто приходится обучать новичков,
  • часть сотрудников работает удаленно,
  • сложный продукт и часто меняющаяся линейка,
  • география представительств шагнула далеко за пределы одного населенного пункта,
  • необходимо эффективно работать с дилерами, агентами, франчайзи, промоутерами и т.п.,
  • систематическое обучение сотрудников занимает важное место корпоративной культуре,
  • очень хочется эффективно расходовать HR-бюджеты.

Этот список можно продолжать в зависимости от реалий корпоративной жизни. Внутренние коммуникации перешли в онлайн – вот и первый звонок. У вас есть корпоративный портал — готов первый элемент для виртуального обучения. Общаетесь по скайпу — организовывайте небольшие группы, используйте это для коучинга, расширения практики наставничества и обучения на рабочем месте. Первые шаги к e-learning очень просты и не требуют особенных затрат. Важно поставить цель и включиться в игру.

Кстати об играх, не забывайте о них. Деловые игры — хорошее подспорье, когда нужно прокачать управленческие навыки, отработать командное взаимодействие, раскрыть с неожиданной стороны коллег или взглянуть на компанию со стороны. Все это тоже можно делать онлайн. А если задумаетесь о выборе профессиональной системы управления знаниями, смело ставьте задачу профессионалам. То, что сегодня научились делать программисты и методологи в области технического оснащения обучения, поражает воображение и позволяет решать самые разные задачи.

К какой бы степени виртуализации обучения ни пришла компания, для организации этого процесса непременно понадобится человек.

Кто же возьмет на себя титанический труд по внедрению и поддержанию в работоспособном состоянии корпоративной системы электронного обучения? Этого героя называют по-разному, у него тысяча лиц. Где-то он — координатор образовательных программ, где-то — методист, где-то — руководитель корпоративного университета. Разрешите представить — специалист по e-learning.

Кто такой e-learning специалист? Мифы и реальность

Работодатель хочет, чтобы в этом супермене сочетались педагог, HR, программист, дизайнер, тренер, внутренний маркетолог и PR-менеджер, писатель, телеоператор, организатор и прочая, и прочая, и прочая. А еще он ответственный, умеет тонко чувствовать малейшие смены направления развития компании, знает, что в этой области делают конкуренты. И, конечно же, чрезвычайно стрессоустойчив. Куда же без этого при таком-то наборе функций.

Очень часто из описания вакансий подобного рода на нас с вами смотрит многоголовый многорукий многоног. Анализируя экспертные мнения о том, каков идеальный специалист в сфере e-learning, мы наткнулись на список требований, состоящий из 28 пунктов одних только hard skills от знания общей психологии до умения писать HTML-код.

Все от того, что e-learning, как профессия, пока в наших широтах не сформировался, а четкого профессионального стандарта рынок еще не выработал. И все же профессия такая есть. Она живет на стыке двух сложно соединяемых субстанций — HR и IT. Трудно себе представить более далекие области, но, как не раз доказывала нам наука, все революционное рождается именно на стыке, на острие, в единстве и борьбе противоположностей. Иначе не видать бы нам с вами биофизики, генной инженерии и прочих чудес прогресса.

А потому, оставим в стороне мифических персонажей и сказочных богатырей и поймем, что разным компаниям нужны разные специалисты. Если согласиться с этим утверждением и вспомнить о том, что концепцию разделения труда, которую описал еще Адам Смит в 18 веке, еще пока никто не решился пересмотреть, то все встанет на свои места.

Для того чтобы любая система корпоративного образования работала, в ней необходимо совместить 3 важнейших параметра:

  1. потребности компании,
  2. интересы сотрудника,
  3. то, что сотрудник должен знать о предмете изучения.

Значит человек, который будет такой системой заниматься должен:

  • знать и любить компанию,
  • знать и любить людей, которые в ней работают,
  • знать и любить свое дело.

Возможно, звучит слишком эмоционально, но это так и с практической точки зрения. Один HR-директор в одной довольно крупной финансовой компании однажды сказал, что любая история про HR — это история про то, чтобы сделать людям хорошо на рабочем месте. Особенно верно это утверждение для обучения.

Тот, кто хорошо разбирается в корпоративной жизни, понимает, почему происходят те или иные процессы, знает, где планирует быть компания завтра, сможет определить и те самые навыки, те самые знания, которые нужны не только сегодня для достижения этого самого завтра, но и те, что будут нужны послезавтра.

Тот, кто знает людей и говорит на одном с ними языке, сможет правильно эту информацию структурировать, оформить и отдать её так, чтобы её было максимально удобно взять и применить. Он сможет найти правильных людей внутри компании, которые готовы поделиться своими навыками и знаниями, договорится о помощи экспертов ИТ с техническими деталями, он сможет выбрать правильных подрядчиков, если это необходимо, и будет биться за эффективное использование каждой копейки бюджета.

Возможно ли вырастить такого человека внутри компании? Наверняка, главное — хорошо поискать. Можно ли такого человека найти снаружи? Можно, если он фанатеет от отрасли и действительно хочет работать именно в этой компании.

Вот такой у нас вышел рыцарь без страха и упрека в латах и на белом коне. Не удивительно, ведь мы в самом начале договорились искать идеал.

Где рыцарю взять свои латы? Где получить профессиональное образование

Там же, где предстоит сеять разумное, доброе, вечное — во всемирной паутине. Логично, что обучение e-learning специалистов происходит по месту будущего применения знаний. Курсы открытых онлайн университетов, профессиональные сообщества, группы в социальных сетях, компании, внедряющие системы управления знаниями уже создали все условия для получения первичных знаний и системного совершенствования. Отраслевые конференции и форумы дают незаменимую пищу для творчества, без которого хороший специалист не возможен. Живое общение с лидерами рынка помогает справляться с трудностями, которых в этой работе не мало.

Как победить дракона? Трудности в работе

В процессе создания идеальной картинки не стоит забывать о том, что мир не всегда соответствует идеалу. На деле специалисты по электронному обучению в компаниях сталкиваются с массой проблем. И преодоление этих трудностей — немалая часть работы. Вот лишь несколько примеров.
Ограниченность бюджетов не позволяет в полной мере реализовать все идеи. Формальное отношение руководства, на словах поддерживающего проекты, но прохладно относящегося к результатам. Инфантильность сотрудников, которые вроде бы и хотят учиться, и понимают, что это нужно, но раз за разом не находят времени. Все это так, и все это есть и часто портит жизнь. Но, если наш герой обладает тремя основополагающими качествами, о которых мы говорили ранее, ему под силу справиться, преодолеть и получить награду.

Оценка результатов, критерии эффективности

Что может быть лучшей наградой для героя, чем осознание того, что все сделано хорошо.

Как это узнать? Нужно всего лишь ответить на несколько вопросов.

  1. Выполнены ли все заявки на обучение, поступившие от бизнеса?
  2. Хороши ли результаты итогового тестирования?
  3. Есть ли положительная динамика по показателям работы компании в сферах, связанных с тематикой обучения? (Здесь, правда, может быть отложенный эффект).
  4. Довольны ли участники программы формой и методами подачи материала?

Если ответ на все эти вопросы «Да», то можно считать, что награда нашла героя и можно рисовать очередную звездочку на фюзеляж. Или на попону, рыцарь-то у нас изначально на коне.