Как рассчитать окупаемость затрат на обучение персонала при внедрении LMS в Вашей компании

среда, 9 июля 2014
Аватар пользователя Оксана Бондаренко
9 июля 2014, Оксана Бондаренко

Что такое ROI?

Ни для кого не секрет, что ответственное решение по внедрению системы дистанционного обучения (LMS) принимается с учетом многих факторов. Главным из них является показатель ROI (с англ. Return of Investment) – возврат инвестиций, или коэффициент окупаемости инвестиций.

Определив срок окупаемости LMS, Вы без труда обоснуете всю выгодность ее внедрения своему руководству. Тем самым поспособствуете скорейшей реализации проекта и дальнейшее снижение затрат на обучение персонала.

Итак, представьте себе, что на внедрение LMS Ваша компания собирается потратить определенную сумму средств, назовем их просто «Затраты». Для начала нужно понять, много это или мало?

Все очень просто. Для подсчета ROI необходимо знать сколько средств компания сэкономит или иными словами заработает, внедрив решение. Назовем эту величину «Прибыль». Тогда возврат инвестиций вычисляется простейшей формулой:

 

ROI возврат инвестиций

 

Пример внедрения системы дистанционного обучения

Давайте рассмотрим следующий пример оценки коэффициента окупаемости инвестиций.

Российский Банк с численностью 5 000 сотрудников внедряет LMS. В течение 2-х лет обучение в LMS проходит 50% специалистов в среднем по 3 электронных курса на каждого. Итого за 2 года 7 500 человеко-курсов.

Оценим, какие затраты понесет компания при внедрении LMS:

• Лицензии LMS - $15 000
• Сопровождение LMS на 2-й год эксплуатации - $3 000
• Сервер + Системное ПО - $4 000

Учтем, что годовая зарплата 1 специалиста по дистанционному обучению (учитывая налоги) - $30 000 (это специалист, занимающийся администрированием системы и оформлением собственных курсов).

Получаем за 2 года: $82 000, соответственно затраты компании на человеко-курс составят $10,9.

Чтобы понять, сколько денег компания может сэкономить на электронном обучении, оценим затраты на очное обучение персонала.

Возьмем условную заработную плату тренера по очному обучению в количестве $2 000 за месяц работы.

Рассмотрим проведение однодневного семинара в регионе силами внутреннего тренера (допустим, на семинаре проходят обучение 15 человек):

• Заработная плата внутреннего тренера - $120
• Административные расходы - $100
• Представительские расходы (для тренера) - $600

Общий расход равен $820, что в расчете на одного человека, посетившего занятие, расход составляет $54.

Исходя из того, что каждому сотруднику необходимо посетить 3 семинара, мы можем подсчитать общее количество семинаров, которое необходимо провести тренеру. А именно, делим общее количество сотрудников (2 500) на количество обучающихся в группе (15). Получаем, что тренеру необходимо будет обучить 167 групп, а обучающимся посетить 500 семинаров.

Теперь мы можем оценить, какие расходы понесет компания за организацию всех 500 семинаров – $820х500=$410 000.

В конечном итоге оказывается, что затраты на очное обучение в 5 раз выше, чем на дистанционное. Конечно, мы говорим о тех очных мероприятиях, которые возможно заменить дистанционной формой.

Итак, собрав все необходимые данные, мы можем без труда вычислить коэффициент возврата инвестиций:

 

ROI возврат инвестиций

 

Мы уверены, что для организаций с большими объемами обучения такой коэффициент может быть гораздо выше. В любом случае, условия системы внедрения дистанционного обучения являются гибкими – допустим, провели не 7 500, а 15 000 курсов и сократили затраты в расчете на курс в 2 раза, что для очного обучения совсем нереально.
На графике наглядно представлен рост коэффициента ROI с течением времени в связи с увеличением административных расходов:

Рост ROI

На примере Банка мы показали, что расчет ROI является отнюдь не сложным и может использоваться в качестве одного из решающих аргументов в принятии решения по внедрению системы дистанционного обучения.

При оценке эффективности дистанционного обучения довольно часто допускаются ошибки:

• Во-первых, помимо стоимости самой LMS, требуются дополнительные расходы на оборудование, каналы связи, трафик, техподдержку.
• Во-вторых, не стоит игнорировать неявные изменения затрат (например, индексацию зарплаты тренера, инфляцию, представительские и административно-управленческие расходы).

Необходимо помнить, что у LMS есть отличное свойство – масштабируемость, благодаря которому Вы можете не беспокоиться о высоких дополнительных затратах на обучение персонала и на расширение системы.