Компетенции современного менеджера. Hard skills.

вторник, 23 февраля 2016
Аватар пользователя Вера Хаменок
23 февраля 2016, Вера Хаменок

Во все времена было важно, кто стоит у руля, однако в тот или иной период акценты несколько смещаются. Сейчас на первый план выступают не только цифры, но и психологический климат в компании.

Компетенции современного менеджера можно разделить на две основных группы: те, что входят в hard skills, и те, которые являются частью soft skills. Мы рассмотрим далеко не полный перечень компетенций современного менеджера, ведь он может быть расширен в зависимости от отрасли, потребностей и размеров компании, тем не менее, подавляющая часть данных качеств подлежит тренировке и улучшению.

В этой статье мы обратимся к компетенциям менеджера, входящим в hard skills. Такой выбор не случаен. В последние годы создался стереотип, согласно которому управленец – харизматичная личность, которая успешно возглавляет команду. Не отменяя вышесказанного, мы, тем не менее, хотим напомнить, что профессиональность должна идти рука об руку с иными качествами, а не подменяться ими.

Компетенции современного менеджера

Итак,

  • Менеджер должен превосходно знать отрасль, в которой работает.

Причем знания эти должны иметь практическую ценность. Электронные материалы в данном случае могут оказать неоценимую услугу: в отличие от привычных учебников, электронный курс или тренажер позволит не только эффективно изучить информацию, но и закрепить ее в памяти.

На данном этапе развития сферы обучения и развития персонала такие курсы могут содержать полезные данные даже для тех сфер, о которых мы ранее и не подозревали. Например, за рубежом есть многочасовые (до 120 часов!) электронные курсы, ориентированные на консультантов по лактации.

С каждым годом все более распространенным способом базовой тренировки хирургов является специальный тренажер. Виртуальный пациент может «умереть» в результате неумелых действий обучающегося.

По аналогии проходит обучение пилотов: их ошибка на данном этапе не обойдется учебному центру в кругленькую сумму, не говоря уже о потенциальном спасении человеческих жизней. Такое обучение позволяет студентам стать более профессиональными, а также хотя бы отчасти представить, что их ждет в дальнейшей работе – с эмоциональной точки зрения.

Да, далеко не все современные менеджеры в прямом смысле учатся оперировать людей. Но «оперировать» финансами и людьми – постоянно.

  • Эффективный менеджер имеет четкое представление о структуре организации, в которой он работает.

Знание глубинных процессов и потребностей компании позволяет управлять предоставленными ему ресурсами оптимальным образом.

  • Умеет адаптироваться к переменам.

С незапамятных времен руководство компаний стремилось к двум основным целям: росту прибыли и стабильности. Наиболее вероятно, такие катаклизмы как Великая депрессия лишь поспособствовали стремлению довольствоваться малым: у тебя есть работа, тебе есть чем кормить семью, значит, есть предсказуемость в завтрашнем дне. Такая предсказуемость была самым ценным в бизнесе того периода.

Современный руководитель всегда держит глаза и уши открытыми: все, что может каким-либо образом повлиять на результаты деятельности его команды и компании в целом, непременно попадет в поле его зрения. Такой менеджер уже не довольствуется тем, что отвечает на вызовы рынка, он всеми силами стремится их предвидеть и использовать во благо организации.

Несмотря на то, что лишь 54% инициатив, направленных на положительные изменения в компаниях, оказываются успешными. Ключевой причиной многочисленных провалов является усталость от чрезмерного количества инициатив. «Лучше меньше да лучше», помните? Талант менеджера проявляется в том, чтобы отсечь все потенциально безрезультатные попытки внести изменения в бизнес, но сконцентрироваться на том, что выведет компанию на новый виток развития. Здесь важно сохранять баланс и не терять головы, потому как бездумный диктат то менеджеров может привести к фатальным результатам: не улучшить положение дел, но уничтожить бизнес.

  • Обладает отличными навыками планирования.

Аналитический склад ума позволяет современному менеджеру оперативно обрабатывать большое количество поступающей к нему информации.

Высокие показатели могут быть достигнуты лишь в случае рассмотрения менеджером двух и более альтернатив. Например, проводя детальный SWOT-анализ, руководитель не упустит из виду неочевидные на первый взгляд аспекты дела. Доверяя своим подчиненным, менеджер должен сохранять рациональный подход к задачам.

Важным аспектом в работе менеджера является как создание жизнеспособной стратегии развития отдела или компании, так и потребность пристально следить за исполнением запланированного. Вполне естественно, что стратегическое планирование должно базироваться на глубоком знании отрасли и процессов в мировой экономике. Знание это нередко тестируется при приеме на работу, однако адаптироваться в случае перехода из иной, или хотя бы смежной, области, менеджеру поможет дополнительное обучение.

Компетенции современного менеджера

Электронные курсы хороши не только тем, что экономят время и средства компании. Есть еще один положительный момент, который практически никогда не принимается в расчет, однако не теряет при этом своей актуальности.

В случае очного обучения, новоиспеченный менеджер (пути, которыми он пришел к этой должности – будь то найм из сторонней организации или продвижение по карьерной лестнице в пределах компании, – не имеют особого значения) рискует потерять лицо, не зная, либо не помня очевидного для других менеджеров. В случае же обучения наедине с «умной машиной», элемент стыда исчезает, остается лишь получение информации, без отягощения студента различными дилеммами психологического характера.

Почему мы говорим об этом? Может показаться, будто если человек не знает чего-то, значит, он не подходит на данную должность. Однако знать все невозможно. Можно лишь стремиться узнать сегодня больше, чем знал вчера. Мы лишь ратуем за создание психологически комфортной атмосферы в пределах компании. В том числе и для руководителей. Им и без того есть о чем беспокоиться.

Например, о том, как развить компетенции, входящие в спектр soft skills. Но об этом мы расскажем во второй части нашей статьи.