Мобильное обучение: мифы и реальность

понедельник, 26 июня 2017
Аватар пользователя Татьяна Федорова
26 июня 2017, Татьяна Федорова

Мобильные технологии — неотъемлемая часть сегодняшней информационной среды. Специалисты в области обучения и развития персонала игнорировать этот факт не могут. Competentum, как провайдеру решений в области организации и автоматизации обучения и оценки персонала, есть что сказать на эту тему. Своими мыслями о тенденциях в индустрии, мировой статистикой, примерами и практическими рекомендациями поделился на вебинаре генеральный директор Competentum.RU Евгений Сандомирский.

Смотрите запись или читайте текстовую версию.

Что такое мобильное обучение, и с чем его едят

Определение очень простое. Мобильное обучение — это обучение с использованием персональных мобильных устройств. Так это понимают сейчас в нашей индустрии.
Мы все в той или иной степени используем мобильные устройства для собственного обучения в повседневной жизни: смотрим видео, читаем статьи, книги, посты в социальных сетях о личностном и профессиональном развитии, т. е. получаем информацию через мобильный телефон постоянно.

В корпоративном секторе наблюдается удивительная метаморфоза. Несмотря на то, что в личных целях мобильное обучение широко распространено, в компаниях оно внедряется пока не очень активно. Сомнений нет, что разрыв будет сокращаться в самое ближайшее время. Вопрос лишь в том, как это будет происходить, и как мы будем этим управлять.

обучение в корпоративном секторе

Перед вами данные исследования Brandon Hall. Они опросили более 1000 компаний в США на предмет интереса к мобильному обучению и перспектив его использования. Конечно, нельзя впрямую перекладывать статистику одной страны на другие регионы. Используем её в качестве точки отсчета. На долю США приходится практически половина всего рынка e-learning. Поскольку в США больше всего компаний, использующих электронное обучение вообще и мобильное обучение в частности, то выборка явно будет репрезентативной. В России, к сожалению, такой достоверной статистики пока нет.

Участники исследования Brandon Hall отвечали на простой вопрос: «Есть ли у вас стратегия применения мобильности в обучении или нет?». Расшифровывать варианты ответа можно примерно так. Если стратегия есть, значит, в этой области что-то уже запланировано и/или делается. Если её нет, ничего не планируется и уж точно не делается.

В итоге получилось, что 23 % респондентов уже предполагают, планируют или знают, что будут делать с мобильными технологиями для обучения сотрудников. И 57 % хотят начать работать в этом направлении. Правда, неизвестно когда, ведь сроки в исследовании не отражены. Цифры явно показывают, что интерес у компаний и корпораций, по крайней мере, в США огромен. Тех, кому это совсем не нужно — всего 20 %.

Казалось бы, изучив эту статистику, мы с вами должны взять ноги в руки и весело закричать, что мы тоже хотим иметь стратегию и прямо сейчас начнем использовать мобильность или, по крайней мере, планировать. И это, безусловно, нужно делать, но осторожно и аккуратно. Ведь у каждой медали, как водится, есть обратная сторона, и редкая бочка мёда обходится без собственной ложки дёгтя.

Посмотрим на результаты еще одного авторитетного исследования.

мобильный контент

Оно также проводилось в США, и содержит информацию примерно от 1000 компаний. Но, в отличие от предыдущей работы, цель была в выяснении текущей ситуации с применением мобильного обучения. Авторы посчитали, сколько учебных часов сотрудники сегодня потребляют тем или иным способом. Условно это можно назвать это оценкой эффективности канала доставки информации. Если сотрудник получил 100 часов одним способом и 1 час другим способом, то от первого способа он получил все-таки больше информации, следовательно, этот канал можно считать более эффективным.

На диаграмме мы видим доли использования мобильных технологий и традиционного электронного обучения. Количество часов, доставленное конечным потребителям только через мобильные средства, составляет менее 2 %. При этом, стабильно около 30 % учебных часов сотрудники получают через самостоятельное обучение на компьютере. Обратите внимание, данные приведены за четыре года. За всё это время соотношение не меняется. Мобильное обучение не растёт, не укрепляет своих позиций.

Если рассмотреть оба исследования в комплексе, то получается странная картина. С одной стороны, всё больше компаний вовлекаются в мобильное обучение, оно вызывает интерес, но с другой стороны, доля информации, доставленной именно с помощью этого канала, не растёт. Значит ли это, что мобильное обучение не нужно вообще? Отнюдь. Это значит, что внедрение мобильного обучения — задача не из легких. К её решению есть разные подходы. Важно выбрать правильный.

Подходы к мобильному обучению

К мобильному обучению в корпоративном секторе есть два подхода. Мы выделили их на основании опыта работы с клиентами Competentum, как в России, так и за её пределами. Мировая статистика подтверждает наши выводы.

Первый подход, самый распространенный, когда компании часть учебного контента или весь делают доступным с мобильных устройств. Едет сотрудник в метро, смотрит корпоративное видео на планшете или проходит адаптированный учебный курс за городом в выходные, потому что в офисе не успел, или было неудобно, или лень, а учебный план выполнять надо. Основной канал получения информации в этом случае — стационарный компьютер или ноутбук. А мобильное устройство — дополнительная опция, расширяющая возможности доступа к учебным программам. Обучающие материалы при таком подходе адаптируются для мобильной формы потребления.

Второй подход, когда компании воспринимают мобильные устройства как основной носитель для обучения сотрудников. Они создают специальные учебные курсы, разрабатывают или используют программные средства и особым образом организуют процесс обучения.

Каждый из этих подходов имеет право на жизнь. У каждого есть свои особенности, условия применения, ограничения и нюансы.

Мобильный доступ к обучающему контенту

мобильное обучение

Сравним два способа получения опыта. Пусть для начала развлекательного.

Вариант первый. Представьте, что вы пришли в кинотеатр смотреть новый фильм. В вашем распоряжении — удобное кресло, большой экран и отличный звук. Вариант второй. Вместо похода в кинотеатр вы поехали в путешествие и взяли с собой тот же самый фильм, но записанный на смартфон. Он может быть адаптирован, т. е. сжат до объема карты памяти, или переформатирован для iPad. Смотрите в дороге, в трясучке. Из оборудования — маленький экран и наушники.

Вроде бы вы получаете одну и ту же информацию, потребляете один и тот же контент. Но одинаковы ли ваши впечатления от увиденного, ваши эмоции, полнота восприятия? Нет! Опыт, который вы получаете, развлекательный, эмоциональный, будет принципиально разным по качеству. На мобильном устройстве вы получаете опыт более низкого качества, и делаете это сознательно в обмен на мобильность. Не можете взять с собой кинотеатр, качаете на телефон. Соглашаетесь на компромисс.

Игры на мобильных устройствах на порядок более простые, с меньшим уровнем графики и возможностей, чем игры на стационарных компьютерах или приставках. Однако в них очень много играют. Мобильных геймеров больше, чем геймеров «стационарных». Потребители идут на компромисс, просто потому что мобильник всегда с собой.

И это только несколько ситуаций, иллюстрирующих тот факт, что люди, в большинстве своем, готовы потреблять контент более низкого качества, потому что он рядом, на расстоянии вытянутой руки.

В обучении происходит то же самое. Мобильность — это компромисс, если мы говорим о предоставлении доступа к контенту, а не о специализированных решениях для мобильного обучения. С одной лишь разницей. Выбирая способ получения развлекательного контента, каждый потребитель решает за себя. А когда речь идет о корпоративном обучении, компромисс двойной — и со стороны компании, и со стороны сотрудника, конечного потребителя.

Самый главный вопрос — готовы ли сотрудники идти на этот компромисс. Если они уже хотят учиться на стационарных компьютерах, то мобильность даст им дополнительную возможность и выбор, где и как это делать. В офисе или вне его пределов, в дороге или другой удобной для них обстановке с точки зрения местонахождения без привязки к стационарному компьютеру. Если они не хотят учиться, то мобильность не поможет вам в том, чтобы люди потребляли контент с большей интенсивностью. Они не станут потреблять больше только за счет того, что он стал мобильным. Они могут получить новый канал, они могут чаще к нему обращаться, но в принципе создать спрос на обучение с помощью мобильности сложно. Его в компаниях создают другими способами, тому есть много примеров в кейсах наших клиентов.

Получается, что задача создания мобильного контента и организации мобильного обучения при первом подходе состоит в том, чтобы вот этот компромисс сделать наименее болезненным. В рамках бюджета.

Бюджет здесь — главное ограничение. При неограниченном финансировании можно позволить себе два варианта контента, один — стационарный, второй — мобильный. Затраты умножаем на два. Это как адаптивная верстка на сайтах, когда делают фактически вторую полноценную версию. В большинстве случаев такой возможности нет, и приходится соблюдать баланс — потратить поменьше денег, но получить побольше пользы. Надо идти на компромисс, адаптировать контент таким образом, чтобы на мобильных устройствах он открывался, но с ожидаемо худшим результатом для пользователя. Не плохим, а не таким хорошим, как на стационарных устройствах.

Для этого потребуется:

  • контент, который можно открыть на мобильных устройствах;
  • «компромиссная верстка» электронных курсов;
  • применение микрообучения;
  • выбор подходящего формата;
  • адаптивная верстка учебной платформы;
  • доступ к платформе извне.

Если хотите, чтобы учебные материалы работали и на стационарных компьютерах, и на мобильных устройствах, их нужно адаптировать.

Чтобы работало

Делайте так, чтобы контент в принципе мог открыться вне стационарного компьютера. Не стоит использовать Flash и другие технологии, которые на мобильных не читаются. Программа минимум — чтобы просто открывалось. Программа максимум — чтобы было удобно пользоваться. Важно соблюдать баланс, ведь чем больше вы контент адаптируете под мобильные устройства, тем меньшими возможностями для обучения он обладает, тем меньше он дает вашим учащимся. В силу технических особенностей. На мобильных устройствах, например, нельзя смотреть большие диаграммы, или не получится разместить кнопки в том объеме, в котором это можно сделать на большом экране. Есть и другие ограничения.

«Компромиссная» вёрстка

Мобильная вёрстка подразумевает то, что контент невозможно использовать на стационарном компьютере в полной мере. Поэтому, если вы хотите чтобы один и тот же контент использовался и на мобильных, и на стационарных устройствах, нужно использовать «компромиссную вёрстку» — особый вид искусства при создании курсов. Наши разработчики научились это делать и готовы поделиться этим знанием.

Если бюджет ограничен, а иметь мобильное обучение все-таки хочется, есть смысл адаптировать и переводить в новый формат только самое важное. Это еще один компромисс, который нужно найти.

Применение микрообучения

Сегодняшняя тенденция в обучении — всё стараться делить на кусочки, на легко потребляемые короткие фрагменты. В мобильном обучении это особенно актуально. Мы привыкли пользоваться телефоном на бегу. Достали из кармана, посмотрели ролик и пошли дальше. Поэтому стоит в большей степени использовать очень небольшие блоки информации. Также полезно указывать время, которое пользователю необходимо затратить на тот или иной материал. Потребитель будет понимать, успеет ли его «проглотить», пока едет до своей остановки или ждёт заказ в кафе.

Выбор формата

Пред началом разработки контента неплохо бы знать, хотите ли вы, чтобы он потреблялся еще и с мобильных устройств. Если хотите, то нужно выбирать форматы, которые для этого подходят. Видео с мобильного устройства читается отлично, простые практикумы с большими кнопками — нормально, объемный текст с масштабными диаграммами, которые приносят ощутимую пользу, если они нужны и подходят по контексту, на мобильном устройстве будут вредны.

Адаптивная вёрстка учебной платформы

Учебная платформа должна иметь такую вёрстку, чтобы, когда вы ею пользуетесь с мобильного устройства, вам не надо было ничего прокручивать. Информация должна помещаться на экране, чтобы вы могли нормально ею пользоваться.

Доступ извне

Очевидная, но от этого не менее важная, вещь — учебная платформа должна быть доступна извне. Нужно, чтобы человек с мобильным устройством не только из офиса имел доступ к обучению. Иначе в чём тогда заключается мобильность? В том, что он сидит на рабочем месте с мобильником? Для многих компаний это проблема. Еще до начала работ по внедрению определитесь, как настроить соответствующим образом корпоративную систему безопасности, если у вас внутренняя СДО, или оцените возможность использования облачных сервисов. Решения для этого есть, надо только их изучить и выбрать наиболее подходящее.

Мобильные учебные проекты

e-learning

Мобильность в обучении в этом случае является основой. Мобильные учебные проекты используют 2 % компаний из упомянутого нами исследования количества часов корпоративного обучения, где сотрудники получают обучение исключительно этим способом. К таким учебным проектам относятся приложения, игры, порталы, электронные курсы, которые специально созданы под мобильные устройства и работают только на мобильных платформах. А на стационарных компьютерах ими не пользуются. Это оправдано, когда много сотрудников имеют ограниченный доступ к компьютеру и в основном пользуются мобильником.

При создании таких проектов у нас появляются новые возможности. Например, геолокация, которой в компьютере нет. На мобильном устройстве она есть по умолчанию, и её можно использовать для обучения. Особенно хорошо это работает, когда способ передачи информации встраивается в рабочий контекст.

Один из наших заказчиков обучает медицинских представителей. Это такие специальные люди, которые устраивают маркетинговые презентации лекарственных препаратов для врачей. Они все работают с помощью планшетов. В планшете есть CRM, где отмечается, в том числе и геолокация. Система знает, в какую поликлинику они пришли, в какую должны прийти в следующий раз, сколько времени они там провели и т. д. Туда же вшиты элементы обучения — интерактивные презентации, с их помощью можно быстро получить информацию о том препарате, о котором они будут рассказывать врачу. В подобных ситуациях использование мобильности — хороший и оправданный ход.

Другой заказчик представляет спортивный бренд. Сотрудники компании — продавцы в магазинах. У всех есть смартфоны, а компьютер — один на торговую точку. Компания социально ориентированная, поддерживающая культ спорта внутри во внутренней корпоративной среде. Они создали мобильное приложение, в котором объединили и коммуникации, и спортивные достижения, и обучение, и даже чат для общения. Это хорошее решение проблемы охвата. Всё связано воедино и встроено в рабочий контекст.

Есть еще компании, которые используют мобильное обучение в таком расширенном виде. Например, мобильные банки и т. п. Они своей стратегией бизнеса считают мобильность. Это связано не только с обучением, но и с бизнесом как таковым. Мобильность для них важна везде и во всем. Соответственно мобильный учебный проект с мобильным приложением и отдельной мобильной учебной платформой тоже должен быть.

Зона доступа

Снова обратимся к Brandon Hall и американскому рынку и посмотрим, как их компании потребляют мобильный контент и используют мобильное обучение.

обучение персонала

В США рынок зрелый, насыщенный, но даже там 25 % компаний не дают своим сотрудникам доступ к мобильному контенту. А подавляющее большинство тех, кто все-таки использует этот канал в обучении, дают доступ только через браузер. Без мобильных приложений, без специализированных порталов, в компромиссном варианте. Всего 10 % учит своих сотрудников через приложения и порталы. С этим же мы сталкиваемся и в России. Компании адаптируют свой учебный контент или создают его мобильные версии и дают доступ через браузер.

Достоинства мобильного обучения

Во-первых, мобильность дает возможность вовлечь в учебный процесс тех, у кого доступа к компьютеру нет вообще. Это очевидно повышает охват и является дополнительным инструментом положительной мотивации сотрудников. Никто не остается в стороне и не чувствует себя обделенным.

Во-вторых, это шаг навстречу привычкам. Зона комфорта практически любого современного человека подразумевает контакт с мобильными устройствами. Отсутствие такого контакта — выход из неё. Без телефона, как без рук. Если вы что-то даете людям в зоне комфорта, они это проще берут. И по идее эффективность должна быть выше, когда есть такая возможность. Другое дело, насколько глубоко и широко ею пользуются на сегодняшний момент. Пока это делают не очень многие. Если сделать этот шаг навстречу привычкам, то быстрее происходит принятие системы корпоративного обучения внутри компании.

В-третьих, новые возможности. Игры, геолокация, коммуникации, камера — всё это можно использовать. При определенном бюджете это можно сделать очень круто, что в свою очередь повысит вовлеченность, особенно если встроено в рабочий контекст и ориентировано на получение пользы от мобильности.

Кроме того, что мобильное обучение может повысить охват, эффективность и вовлеченность, оно может съесть бюджет. И обязательно это сделает. Поэтому мы с клиентами очень серьезно обсуждаем все решения, связанные с её использованием, и снова ищем компромисс.

Проблемы мобильного обучения

Brandon Hall спросили у компаний, видят ли они какие-то серьезные проблемы, мешающие использовать или внедрять мобильное обучение.

обучение с мобильных устройств

Проблемы есть, но год от года их становится меньше. За два года, с 2014 по 2016, существенно снизилось количество респондентов, которые отметили сложности с переводом обучения в мобильный формат. Все же эти проблемы есть, и мы не можем обойти их вниманием.

На первом месте — безопасность. Во-первых, очень многие компании настаивают на том, чтобы учебные платформы были внутри корпоративного периметра сети. Значит, если вы хотите давать мобильный доступ к этим платформам, то нужно позаботиться о сохранении секретов, оценить уязвимости и т. д. А это дополнительные усилия и предмет для беспокойства.

Вторая сложность — кэширование, т. е. сохранение данных в мобильном устройстве для обучения без доступа к сети. При соединении с интернетом сотрудник получает данные, например, скачивает учебный курс к себе на мобильный и потом его потребляет где-то без интернета. Это большая проблема. В США у группы Competentum есть отдельная компания, которая занимается поставками платформ. Директор этой компании говорит, что о возможности кэширования данных клиенты спрашивают, но практически никто не использует, потому что это большая дыра в безопасности. Сложно сделать так, чтобы данные скачивались на телефон, эффективно шифровались, никуда не утекали и были доступны. Даже Microsoft, пионер в инновациях, активно использующий электронное обучение для десятков тысяч своих сотрудников, в том числе в мобильном формате, весь контент дает только онлайн через браузер без скачивания.

На втором и третьем месте — сложность создания контента и стоимость. Это опять про баланс. Контент, который по качеству и получаемому учащимся опыту приближается к полноэкранному варианту, это большие бюджеты, большие деньги и большие сложности. Поэтому ищем разумное решение, исходя из того, что бюджет — ограничение, и сложность — ограничение. Это всего на всего условия задачи, решение которой нужно найти в каждом конкретном случае. Чем больше таких задач мы с вами будем решать, тем проще они будут становиться, и тем быстрее новые технологии в обучении получат широкое распространение.

Мобильное обучение — простые решения

Google недавно задался вопросом, какие ролики наиболее популярны на YouTube. Несложно догадаться, что пальма первенства досталась котикам и всяким смешным мотивирующим историям. А вот на втором месте обосновались сюжеты «how to», как сделать что-то, как завязать галстук, например. Это тоже мобильное обучение. Оно простое, легкое и бесплатное. Не всегда нужно смотреть на мобильность как на сложный квест.

how to learning

Иногда вы можете запустить мобильное обучение с помощью роликов на бесплатных или платных, но недорогих, ресурсах, создав канал для сотрудников. Идей и лайфхаков на тему, как сделать мобильное обучение простым, дешевым или бесплатным, у нас много. Мы еще поговорим на эту тему и не раз.