Разработка электронного курса: инструкция для заказчика

четверг, 2 марта 2017
Аватар пользователя Татьяна Федорова
2 марта 2017, Татьяна Федорова

Приходит как-то раз Заказчик к Разработчику и говорит ему человеческим голосом… Звучит, как начало сказки или анекдота, который тоже сказка, только маленькая и не очень здорово для героев заканчивается. Будет ли у нашей сказки о разработке электронного учебного курса счастливый финал, зависит от взаимопонимания героев.

Правильно ставим задачу — получаем адекватное решение. Все счастливы. Время, бюджеты и нервы потрачены ровно в тех пропорциях, которые позволяют получить качественный продукт. При этом без разницы, живут заказчик и разработчик внутри одной компании или представляют разные организации. Вопросы, которые определят дальнейшую судьбу учебной программы, должны быть поставлены и обеспечены ответами. А то ведь и анекдот может получиться, а не хотелось бы.

Три главных вопроса к Заказчику перед разработкой электронного курса

Разработка электронного курса

Вопрос первый:ЗАЧЕМ УЧИМ? Что это даст компании, какие проблемы решит, показатели улучшит? То есть фиксируем цели бизнеса, для достижения которых нужны новые знания и умения.

Ответ нужен максимально честный. Он даст ключ к выбору адекватных инструментов реализации. А еще значительно облегчит «добычу» бюджета под проект. Ответственным за финансовые закрома просто деваться будет некуда от ваших аргументов.

Бизнес-цели дают понимание:

  • каким категориям сотрудников,
  • какие знания и умения,
  • в каком объеме будут нужны.

Если в процессе формирования целей возникли проблемы, оглянитесь вокруг, посмотрите, что в самой компании или вне её подтолкнуло вас к решению о разработке курса. Упали продажи, проблемы в сервисе, сотрудники пали духом и нужно взбодрить коллектив с пользой для дела. Всегда есть первопричина. От нее и танцуйте.

Вопрос второй:ЧЕМУ УЧИМ? Задаем предметную область и границы курса: знания, навыки, умения, компетенции, которые будут у наших сотрудников после обучения. Ставим учебные цели и выясняем направленность обучения. Одно дело, если нужно просто дать информацию и проверить, как её запомнили, сформировать навык и проконтролировать его применение. И совсем иной компот, когда требуется сломать устоявшуюся практику и заменить её абсолютно новым, невиданным и непривычным подходом. Каждая из задач требует своего контента, подачи, способов тренировки и контроля.

Вопрос третий: КОГО УЧИМ? Определяем целевую аудиторию. Чем больше знаем о конечных потребителях учебного курса, тем точнее сможем подобрать подходящие методики, технологии и инструменты.

Здесь пригодится буквально все: пол, возраст, образование, положение во внутрифирменной иерархии, география, уровень мотивации, предыдущий опыт корпоративного обучения, возможные барьеры. Учебный курс — это продукт для потребления на внутреннем рынке компании, где сотрудники выступают клиентами. Как любой успешный продукт, он должен быть разработан с учетом потребительских предпочтений. Иначе он не будет востребован.

С самой сложной задачей справились, основу заложили. Теперь нужно определиться с контентом, который составит смысловую основу курса.

Материалы для разработки электронного курса

Материалы для разработки электронного курса

Если в документации все четко, как в аптеке, вам неслыханно повезло. Если нет, придется засучить рукава и собрать в одном месте все, что может пригодиться разработчику: документы, регламенты, справочные материалы, презентации, хэлпы, FAQ, разделы сайтов, видеоролики, подкасты и т.п. Бывает, что такие вещи разбросаны по подразделениям, отделам и авторам материалов. Что ж, сочувствуем, но без этой основы далеко не уедешь.

В одну стопку сложите «долгоиграющий» контент, в другую — тот, где часто происходят изменения, а в третью (пусть она будет самой маленькой, а!) поместите то, что, скорее всего, изменится за время создания курса.

У вас может совсем не быть исходных материалов лишь в одном случае. Вы задумали внедрить в компанию что-то совершенно новое. И предстоящее обучение — часть процесса управления изменениями. Тогда есть смысл сразу акцентировать внимание разработчика на необходимости сторонней экспертизы.

Возможности и ограничения

Технические возможности

Инвентаризируем условия обучения. На них будем ориентироваться при выборе средств доставки контента и доступных форматов.

Если в наличии только помещение со столами и стульями, то на первый взгляд разработка электронного курса выглядит не совсем логично. Добавляем смартфоны, имеющиеся у сотрудников, и вырисовывается модель смешанного обучения.

LMS стала привычным корпоративным сервисом, вебинар не является из ряда вон выходящим событием, видеоконференции никак не отражаются на качестве работы каналов связи — можно не ограничиваться в выборе форматов.

Бюджет

Понимание финансовых рамок проекта может слегка ограничить полет фантазии разработчиков, зато сразу направит его в нужное русло. Какой смысл тратить время на проектирование дворца, если деньги выделены ровно на добротный домик в деревне. Это еще и тест для будущего партнера. Надежная компания, имеющая опыт и заточенная на интересы клиента, наверняка сможет найти решение под ваш бюджет.

Имена, явки пароли

Раз у вас есть «добро» на проект, а тем более бюджет, значит, вы уже точно знаете, кто будет заказчиком от бизнеса. Хорошо, если это лицо искренне заинтересованное и авторитетное. Хороший бизнес-заказчик в будущем станет «адвокатом» курса перед коллегами и сможет оказать неоценимую поддержку в его продвижении.

Эксперты по теме курса. Это могут быть как сотрудники компании, так и приглашенные «светила» в предметной области. Если вам нужна помощь с подбором таких специалистов извне, дайте знать исполнителю заранее.

Ответственный за внедрение и поддержку курса — связующее звено, человек который возьмет на себя оперативную работу над проектом. Найдет недостающие материалы, потормошит экспертов, напомнит бизнес-заказчику о приемке прототипа, соберет обратную связь, проконтролирует, чтобы разработчик внес все изменения и вздохнет спокойно только после пилотного запуска.

Пожелания и предложения

Вы уже собрали уже достаточно информации, чтобы запустить процесс разработки курса. Осталось понять, каким вы его хотите видеть, какие форматы вы считаете наиболее близкими вашим сотрудникам.

электронный курс

Посмотрите, какие курсы делают ваши коллеги из отрасли: что вам нравится, что вызывает негативную реакцию. Подберите несколько положительных и отрицательных примеров.
Если это ваш первый электронный курс, и с идеями пока тяжело, эксперты-разработчики возьмут задачу на себя.

Продолжение следует…

Мы прошлись по основным моментам, на которые стоит обратить внимание перед тем, как заказать индивидуальную разработку курса. Но это была только присказка. Специально для вас специалисты Competentum написали подробный Чек-лист заказчика. Возьмите его на вооружение. Этот документ существенно облегчает взаимодействие Заказчика и Разработчика. Если эти двое с первой встречи понимают друг друга, счастливым финалом сотрудничества станет красивый, легкий для восприятия, отвечающий целям бизнеса учебный продукт. И не в сказке, а наяву.