Современные тенденции в разработке курсов для бизнеса

пятница, 30 декабря 2016
Аватар пользователя Татьяна Федорова
30 декабря 2016, Татьяна Федорова

Темное прошлое

учебный курс по товарному ассортименту

У каждого есть свои ассоциации с Новым годом. Вот моя. Преддверие миллениума. Первый рабочий день на новом месте. На столе толстенная потрепанная папка с надписью «Спрос», доверху заполненная разнокалиберными листочками бумаги с непонятными символами. Эта папка стала для меня и онбордингом, и тренажером, и LMS, и итоговым тестом на право носить гордое звание помощника менеджера по продажам промышленных запчастей. В ней фиксировались запросы клиентов на тот или иной товар.

Задача — расшифровать торопливые каракули принимавших запросы менеджеров, определить, к какой группе относится товар, и внести информацию в соответствующий раздел многостраничной экселевской таблицы, а в конце месяца выдать сводку, чего хотят клиенты и сколько. В списке товарных позиций значится 20 000 с лишним наименований подшипников, сальников, гаек, транспортерных лент, технических тканей и прочих производственных необходимостей. Все это прячется за буквами и цифрами в замысловатых сочетаниях.

Это было жестко, но обозначения приводных ремней и сальников намертво впечатались в память и не выветрились до сих пор. Прожила я в компании несколько счастливых лет. Через год сделала первый учебный курс по товарному ассортименту, и над новичками больше так не издевались.

Актуальное настоящее

конкурсе учебных курсов

От моего темного прошлого перейдем к нашему общему настоящему. Специалисты по обучению персонала стали относиться к сотрудникам куда более гуманно.

О слушателях заботятся:

  • снабжают подсказками по навигации,
  • объясняют результат того или иного действия,
  • дозируют количество интерактивных и анимированных элементов,
  • завлекают игровыми динамиками,
  • дают призы и медали и т.п.,
  • предоставляют обратную связь.

Благо разнообразных инструментов построения интересных и эффективных учебных программ достаточно.

Просто о сложном

Есть масса анекдотов о том, что наш человек начинает читать инструкцию только после того, как окончательно сломал то, к чему эта инструкция прилагалась. Если речь об утюге или пылесосе — это полбеды. А когда дело касается организации внутренних регламентов и процедур в компании, где каждая запятая может стоить успешной сделки, приходится погружаться в документальную пучину.
Но так ли уж обязательно сложные вещи рассказывать с серьезным выражением лица, всем своим видом пугая тех, кто пытается освоить материал? Помните, что говорил тот самый Мюнхгаузен в фильме Захарова: «Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны. Умное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица».
Можно, например, поручить миссию по донесению до ответственных сотрудников знаний о принципах закупочной политики банка Хомяку и Сове. Да, в серьезной организации, да, Хомяку и Сове, которые методично шаг за шагом проведут работника через процедуру и позволят при этом не напрягаться от обилия и сложности информации. Хомяку предстоит научиться следовать регламентам, а Сова будет его периодически поклевывать и подталкивать в нужном направлении. Это реальный кейс Home Credit Bank, принимающий участие в конкурсе учебных курсов на конференции «Искусство разработки».

Яркая теория

Если сказочные персонажи в качестве канала передачи информации, по-вашему, перебор, можно обойтись более спокойными средствами:

  • Четкая структура курса,
  • Цветовая дифференциация информации,
  • Единый стиль оформления,
  • Использование инфографики,
  • Интерактивные иллюстрации и задания.

Тут и волки сыты, и овцы целы. Курс выглядит солидно, а слушатель, в свою очередь, постоянно в тонусе от сменяющих друг друга визуальных и интеллектуальных раздражителей.
Не бойтесь текстов. Правильная подача возвращает этот непопулярный в последнее время инструмент к жизни.

Основано на реальных событиях

Знаете, что больше всего раздражает в тренингах? Гипотетические примеры и ситуации. Меня это просто бесило на тренингах по продажам. Я же не в какой-то гипотетической компании работаю, а в конкретной. И продаю конкретный товар совершенно определенной аудитории и хочу иметь в своем арсенале готовые рецепты, как с этой самой аудиторией договариваться. Конкретика, конкретика и еще раз конкретика, получить которую можно только при индивидуальной разработке курсов.

Когда курс или тренинг построен на реалиях компании, если ситуации и их герои не просто узнаваемы, а знакомы до боли включается иная мотивация. Человек понимает: то, чему его сейчас научат, он применит завтра, практически не затрачивая усилий на трансформацию, и получит быстрый эффект.

Жизненными могут быть не только тренируемые ситуации и разбираемые кейсы. Персонажи, существующие в учебном пространстве, вполне могут иметь узнаваемые черты топ-менеджеров компании, привнося с собой дополнительный вовлекающий момент. Забавно смотреть на мультяшную копию собственного руководителя, вещающую с экрана о том, как правильно организовать работу с подрядчиками.

Практика покажет

Информация преобразуется в навык тогда, когда человек начинает её применять. Готовы ли вы выпустить прослушавшего тот или иной курс сотрудника в поля? А попробовать, а выяснить ошибки, а откорректировать в безопасной среде, и, наконец, убедиться, что он готов. Для решения этой задачи ничего лучше тренажеров и симуляторов не пока придумали. А вот их качество шагнуло далеко вперед.
С помощью диалоговых тренажеров теперь можно готовить к работе не только специалистов технической поддержки, call-центов, продавцов и даже оттачивать навыки эффективных переговоров.

Симуляторы научились отражать бизнес-процессы в компаниях в мельчайшей детализации, воспроизводить штатные и экстраординарные сценарии, моделировать и просчитывать вероятные реакции на разнообразные изменения внутренней и внешней среды, смотреть на способность сотрудников адаптироваться, проводить оценку персонала.

Светлое будущее

 основные тренды разработки курсов

Одним из основных трендов на будущее эксперты в один голос называют мобильные технологии доставки знаний. Посудите сами, 70 % трафика в интернете генерируется пользователями мобильных устройств. Гаджеты всегда под рукой у огромного количества трудоспособного населения, и некоторые образовательные компании уже пробуют этот канал.

Я периодически чему-нибудь учусь онлайн. В моем телефоне пару недель назад появилось приложение для изучения английского языка. Я, откровенно говоря, сомневалась, что буду часто им пользоваться. Но создатели поселили в приложение маленького львенка, который за каждое выполненное упражнение, текст, аудио или видео получает фрикадельку. А если я ничего не делаю, бедняга остается голодным.
Царапается виртуальными лапами в стекло смартфона и шлет жалостливые сообщения. Как тут устоять мягкому женскому сердцу. Приходится кормить! Муж говорит, что тоже хочет столько фрикаделек. Вот такой мобильный e-learning в действии.

Использование мобильных устройств потребует изменений не только в формате обучающих материалов, но и в подходе к построению системы дистанционного обучения. По статистике YouTube наибольшей популярностью пользуются 2-3 минутные ролики. По данным Национального центра биотехнологической информации США среднее время удержания внимания сейчас составляет 8 секунд. За последние 13 лет этот показатель упал почти вдвое. Придется адаптироваться к условиям среды. Придется находить баланс между объемными материалами во внутренних LMS, лонгридами, внешним курируемым контентом и микрокурсами, уходить от событийного обучения к постоянному процессу приобретения новых знаний. Как это у нас получится, покажет время.

Всех с наступающим новым годом! А мне пора кормить льва ….и мужа.