Разработка электронного курса: 5 шагов подготовки  

Разработка электронного курса: 5 шагов подготовки

четверг, 2 марта 2017
Аватар пользователя Татьяна Федорова
2 марта 2017, Татьяна Федорова

Итак, перед нами стоит задача разработки электронного обучающего курса. Как к ней подступиться? С чего начать? Никому не хотелось бы потратить бюджет, время и силы впустую. Поэтому правильная постановка цели – ключ к успешному запуску проекта.
Каким бы долгим ни казалось путешествие, конечный пункт которого – электронный обучающий курс, оно всегда начинается с первого шага.

Разработка электронного курса

Шаг 1. Зачем? Что? Кто?

Основой подготовки всего проекта станут ответы на 3 главных вопроса. Это вопросы, которые определят дальнейшую судьбу всей учебной программы. Они должны быть поставлены до начала производства курса, и на них заказчику нужно ответить максимально честно и развернуто.

Зачем?

Здесь нам важно понимать бизнес-цель обучения. Проще говоря, зачем вобще мы хотим обучить сотрудников и что это обучение принесет компании на выходе: какие проблемы решит, какие показатели улучшит и т.д. То есть фиксируем цели бизнеса, для достижения которых нужны новые знания и умения.
Ответ даст понимание, какие инструменты для реализации бизнес-целей мы выберем. К тому же, это значительно облегчит задачу поиска бюджета под проект. Как показывает практика, четкий, аргументированный выбор того или иного курса не оставляет вопросов по бюджетированию проекта. Также бизнес-цели дают понимание, каким категориям сотрудников какие знания и в каком объеме будут нужны.
Если сформулировать цель сложно, то попробуйте ответить на вопрос, что в самой компании или вне ее подтолкнуло вас к решению разработать курс: упали продажи, проблемы в сервисе, сотрудники не мотивированы и нужно «взбодрить» их с пользой для бизнеса и т.д.

Что?

Здесь мы задаем предметную область и границы курса: знания, навыки, умения, компетенции, которые будут у наших сотрудников после обучения. Ставим учебные цели и выясняем направленность обучения. Одна ситуация, когда нужно просто дать информацию и проверить, как ее запомнили, сформировать навык и проконтролировать его применение. И совсем другая – когда требуется «сломать» устоявшуюся практику и заменить ее абсолютно новым и непривычным подходом. Каждая из задач требует своего контента, подачи, методов и контроля.

Кто?

Определяем целевую аудиторию курса. Чем больше мы знаем о конечных потребителях учебного курса, тем точнее сможем подобрать подходящие технологии и инструменты.
Здесь пригодится буквально все: пол, возраст, образование, должность, география, уровень мотивации, предыдущий опыт корпоративного обучения, возможные барьеры. Учебный курс — это продукт для потребления внутри компании, где сотрудники выступают клиентами. Как любой успешный продукт, он должен быть разработан с учетом потребительских предпочтений. Иначе он не будет востребован.
Ответив на все 3 вопроса, определяемся с контентом, который составит смысловую основу курса.

Материалы для разработки электронного курса

Шаг 2. Контент

На этом этапе мы собираем в одном месте все, что может пригодиться разработчику: документы, регламенты, справочные материалы, презентации, FAQ, разделы сайтов, видеоролики, подкасты и т.п. Бывает, что материалы «разбросаны» по подразделениям, отделам и авторам.
В одну папку складываем «долгоиграющий» контент, в другую — тот, где часто происходят изменения, а в третью – помещаем то, что, скорее всего, изменится за время создания курса.
Если вы хотите внедрить в компанию что-то совершенно новое и исходных материалов нет, а предстоящее обучение — часть процесса управления изменениями, тогда стоит сразу сказать разработчику о необходимости сторонней экспертизы.

Шаг 3. Технические возможности

Инвентаризируем условия обучения. На них будем ориентироваться при выборе способов «доставки» контента и доступных моделей обучения. Например, если в наличии помещение со столами и стульями, а у сотрудников есть смартфоны, то перед нами модель смешанного обучения.
Способы подачи обучающего контента также могут варьироваться. Сегодня корпоративная LMS стала настолько привычной, что можно не ограничивать себя выбором: и вебинар, и видеоконференция – все это доступно в большинстве систем.

Шаг 4. Ресурсы

Понимание финансовых рамок проекта может ограничить возможности разработчиков. И в то же время, надежная компания, имеющая опыт в создании курсов «под клиента» и заточенная на его интересы, наверняка сможет найти решение под ваш бюджет.
Если же проект одобрен и на него выделены финансы, значит, вы уже точно знаете, кто будет заказчиком от бизнеса. Обычно, это лицо, искренне заинтересованное в реализации проекта. Бизнес-заказчик в будущем станет драйвером курса в компании и сможет оказать неоценимую поддержку в его продвижении. Экспертами по теме курса могут быть как сотрудники компании, так и приглашенные профессионалы предметной области. Если вам нужна помощь с подбором таких специалистов извне – нужно уведомить разработчика заранее.
Ответственный за внедрение и поддержку курса будет связующим звеном. Он возьмет на себя оперативную работу над проектом, найдет недостающие материалы, будет на связи с экспертами, напомнит бизнес-заказчику о приемке прототипа, соберет обратную связь, проконтролирует, чтобы были внесены все необходимые изменения и пилотный запуск был проведен в срок.

Шаг 5. Формат

Вы уже собрали достаточно информации, чтобы запустить процесс разработки курса. Осталось понять, каким вы его хотите видеть, какой формат вы считаете наиболее близким вашим сотрудникам. Лучше всего посмотреть, какие курсы делают ваши коллеги из отрасли: что вам нравится, а что вызывает негативную реакцию. Подберите несколько положительных и отрицательных примеров.

Если это ваш первый электронный курс и вы сомневаетесь с выбором формата, то эксперты-разработчики возьмут эту задачу на себя.

электронный курс

Выше описаны основные моменты, на которые стоит обратить внимание перед тем, как заказать индивидуальную разработку курса. Для удобства клиентов специалисты Competentum составили подробный Чек-лист заказчика. Он существенно облегчит и ускорит взаимодействие с командой разработки курса.

И как результат – красивый, легкий для восприятия, отвечающий целям бизнеса учебный продукт.